Вирус паппиломы человека

Немецкий ученый Харальд цур Хаузен предположил и доказал, что некоторые виды рака имеют инфекционную природу и вызываются вирусами. В 1970 г. ученый, уверенный во взаимосвязи рака и вирусов, решил поискать следы микроорганизмов в цервикальном раке. Изначально он искал вирусы герпеса, но не находил. Как акушер Харальд знал, что во влагалище и в шейке матки изменения вызывает и другой вирус — вирус папилломы человека (ВПЧ). На то время этот вирус считался безобидным. Да, он вызывает только похожие на бородавки образования. Но вдруг? Но никакого вируса ученый не увидел, ничего не засияло в поле зрения микроскопа. Однако Харальд, во-первых, не отчаялся, а во-вторых, опубликовал результаты своей неудачи, предположив, что есть несколько разновидностей вирусов, и он их пока просто не увидел. Только в 1976 г. ВПЧ в опухолевых клетках увидели канадцы. Благодаря публикации отрицательного результата Харальд цур Хаузен и получил Нобелевскую премию в 2008 г. за открытие связи вируса папилломы человека с раком шейки матки.
Далее с каждым годом открывали всё новые и новые вирусы папилломы человека. В 1983 г. удалось отловить первый онкогенный вирус 16 типа, а через год — ВПЧ 18 типа. Сейчас известно более сотни генотипов вируса папилломы человека. Выделяют вирусы низкоонкогенных и высокоонкогенных типов. Из последних наиболее опасны два: 16 и 18 тип, которые вызывают 70 % цервикального рака. Итак, связь рака шейки матки и ВПЧ доказана и бесспорна. Не бывает рака без вируса.
Итак, если рак шейки матки связан с вирусом папилломы человека (ВПЧ), может всех на него обследовать и вылечить? Вся проблема в том, что лекарства от ВПЧ нет! Есть вакцинация, которая хорошо работает, но защищает максимум от 4 вирусов (девятивалентная вакцина от 9 вирусов в России еще не зарегистрирована). А лечения нет! Интересно то, что вирусу тоже трудно, ему надо постараться, чтобы внедриться в клетку. Сначала нужно пробраться через всю толщину эпителия и попасть в самый нижний слой клеток. Это сложно, если эпителий не поврежден, нет воспаления, нет микротравмы и трещинок, по которым вирус скатиться к самой главной делящейся клетке на базальной мембране. К тому же эпителий постоянно слущивается (эффект очень похож на то, будто плывешь против течения, а волны тебя все время отбрасывают на берег).
Если вирус всё-таки пробрался к нижнему слою клеток, ему надо в эту клетку попасть так, чтобы иммунитет его маневр не заметил. Внутренняя «полиция» сразу съедает поврежденные клетки. Когда вирус все преодолел и внедрился в клетку, он должен попасть в ядро и встроиться в её ДНК. Это тоже задача не из простых. Если все трудности вирус преодолел, он начинает управлять клеткой, он становится бессмертным, и клетка становится бессмертной и атипичной. Сначала ненормальные клетки только в нижнем слое эпителия, затем клетки делятся и дают подобные себе атипичные клетки, поднимаются выше, и вот уже весь слой эпителия на шейке матки изменен (это стадии дисплазии один, два и три). Дальше клетки проникают внутрь под базальную мембрану и процесс распространяется дальше, это уже рак.
Из вышесказанного можно получить следующие умозаключения.
Вывод первый: не каждый вирус доберется до пункта назначения. Инфицированность вирусом папилломы человека очень высокая, но и самоизлечение происходит часто. До 30 лет в 90 % случаев иммунитет распознает и уничтожает пораженные клетки сам, без лечения.
Вывод второй, плавно вытекающий из первого: обследоваться на ВПЧ до 30 лет при хорошем мазке на онкоцитологию не надо, контролируем только тест Папаниколау (мазок на онкологические клетки). Если же анализ сдан — вирус выявлен, а мазок на онкоцитологию хороший, в данном случае лечение не показано. Необходимо сдать мазок на цитологию и ВПЧ через год.
Вывод третий: после 30 лет вирус уходит хуже, поэтому сдаем ВПЧ и тест Папаниколау вместе. Если атипичные клетки не выявлены, а вирус есть, тоже проводится только наблюдение при регулярном посещении гинеколога, кольпоскопия. Ведём здоровый образ жизни, поддерживаем иммунитет, при воспалительных изменениях во влагалище проводим санацию (лечение), и не встречаемся больше с новой инфекцией. Действовать (лечить), мы начинаем или при появлении атипичных клеток или при высокой активности вируса.
Вывод четвертый: связь рака шейки матки и ВПЧ доказана и бесспорна. Это означает, что не «эрозия» является причиной болезни, а вирус. «Просто прижечь» не является избавлением от проблемы, а только добавляет новых. Это ответ на очень частые просьбы убрать «эрозию», чтобы не было рака. С сейчас уже никто ничего не «убирает» при отсутствии показаний.

Муковоз Татьяна Леонидовна
Врач акушер-гинеколог 1 категории, репродуктолог, врач ультразвуковой диагностики медицинского центра «АВА КЛИНИК»

Ответить